Зачем нужен коучинг, или 5 граней профессионального коучинга
К размышлениям о коучинге подтолкнула меня ситуация, которая сложилась в последние годы на рынке этих услуг в России. Не секрет, что до сих пор у большинства не существует четкого понимания, кто же такой коуч , какую ценность работа с ним может принести человеку, команде или организации, что ожидать от этой работы и т.д.
В последние годы в эту профессию устремилось множество специалистов из смежных областей, и это очень сильно повлияло на восприятие профессии в первую очередь бизнес-средой, и не в лучшую сторону. Да и те коучи, которые получили азы образования на коротких модульных программах, часто не способствуют созданию профессионального имиджа коучинга: кто-то экзальтированно считает, что «коучинг может все», а кто-то под видом коучинга предлагает практики, которые не имеют с ним ничего общего.

Справедливости ради хочу сказать, что если в США (на родине коучинга) дела в этой области обстоят значительно лучше, то в Европе или Азии ситуация примерно аналогична нашей: общение с европейскими коллегами показало, что существует колоссальный разброс в качестве оказываемых услуг и репутация коучинга во многих организациях подпорчена некомпетентными представителями профессии. При этом надо признать, что открытость к этой форме работы в европейских компаниях гораздо выше, чем в России: внешний и внутренний коучинг для большинства крупных компаний и НКО является там стандартной практикой.

Коучинг как процесс

Формальный коучинговый процесс имеет четкую структуру, этапы, зоны ответственности клиента и коуча. Коучинговое соглашение -это не одна коуч-сессия, работа обычно длится от 3-х до 6-ти месяцев в зависимости от задач клиента. Конечно, бывает и дольше, как в случае с одним из моих клиентов, который находится в процессе постоянного развития, изменений и новых проектов, когда одно коучинговое соглашение плавно перетекает в другое. В этом случае очень важно постоянно сверяться с обозначенным направлением, чтобы вся коучинговая работа отвечала поставленным приоритетам.

Часто приходится отвечать на вопросы такого рода: "Если вся ответственность за результат работы на клиенте, за что же тогда отвечает коуч?" Наверное, у каждого коуча есть свои ответы: и по поводу ответственности коуча за эффективно организованный процесс, и об особой поддерживающей среде, которая помогает клиенту двигаться вперед, и за озарения, которые могут случиться (а могут и не случиться) у клиента в процессе работы. И все это будет абсолютно верно. Но в свой ответ я непременно бы добавила вот что: ответственность коуча и в том, чтобы. по окончании работы клиент, оглядываясь на пройденный путь, смог четко сформулировать для себя все те положительные изменения, которые произошли в его жизни, работе, в нем самом за время коучинга. И если это случилось, значит, коуч хорошо сделал свою работу.

Итак, зачем?
1. WE ARE BLIND TO OUR BLINDNESS

"Мы слепы в своей слепоте". Этот замечательный афоризм принадлежит Дэниелу Канеману (Daniel Kahneman), лауреату Нобелевской премии в области экономики, одному из основоположников психологической экономической теории и автору книги Thinking Fast and Slow (в русском переводе почему-то "Думай медленно.. решай быстро").

Мы принимаем решения и действуем в соответствии с нашими убеждениями и представлениями о мире, большую часть которых мы совершенно не осознаем. Если к Вам придет человек, нарисует перспективы высокотехнологичного прибыльного бизнеса и предложит совместные инвестиции, то, скорее всего, Вы рискнете, если считаете, что жизнь - это возможности и приключения, и скажете "нет", если мир представляется Вам полным опасностей.

Мы можем сколь угодно долго пробовать разные подходы, предпринимать различные действия, но если убеждения и представления остаются неизменными, скорее всего, нас ждет результат не очень отличный от того, какой мы получали ранее.

Коуч помогает разглядеть "слепые пятна" и осознать то, что у нас не получается увидеть самостоятельно. С помощью коуча клиент формулирует те убеждения и представления, которые будут способствовать позитивным переменам в его жизни.

2. ОТ НЕГАТИВА К ПОЗИТИВУ

Все последние исследования в области нейронаук показывают, что наш мозг имеет склонность к негативным мыслям, выводам, предположениям, и мы только сознательным усилием можем формировать позитивное отношение к происходящему.

Коуч создает среду, которая помогает преодолеть негативизм нашего мозга. Коуч наблюдает, формулирует и "возвращает" клиенту свои наблюдения, помогая ему тем самым сознательно сформировать привычку к позитивному мышлению. Это вовсе не означает, что коуч не работает с негативом. Я бы сформулировала это так: "Профессиональный коуч позитивен в том, что ему комфортно работать с негативом".
3. ОПРЕДЕЛЯЕМ НАПРАВЛЕНИЕ

В работе со своими клиентами я часто задаю такой вопрос: "Представьте, что течение нашей жизни - это водная стихия, а Ваша жизнь - плавучее средство. Каким Вы себе его представляете?" Кто-то "рисует" прекрасный галеон, паруса которого раздувает попутный ветер; кто-то бороздит просторы в гордом одиночестве на белоснежной яхте, а кто-то как грузовая баржа тащит на буксире другие суда и суденышки, не успевая остановиться и перевести дух. Каким бы ни был образ (а встречаются даже подводные лодки), эта метафора помогает понять, что если не мы определяем направление движения, то течение жизни это сделает за нас, и не всегда с удовлетворительным результатом.

Именно работа с коучем помогает подняться над рутиной и увидеть те новые горизонты, которых многим так не хватает в повседневной жизни. Только тогда, когда направление определено, начинается работы по приоритетам, целям, первым шагам и т.д.
4. УПРАВЛЯЕМ ХАОСОМ И ДЕРЖИМ ФОКУС

Термин "многозадачность" основательно вошел в нашу жизнь и профессиональную деятельность. Постоянное обращение к электронным гаджетам в быту, бесконечная операционная текучка и смена задач и приоритетов в офисе, скорость изменений, которые требуют одновременного и незамедлительного принятия решений - все это реалии сегодняшнего дня. Для подавляющего большинства бизнесов умение работать в условиях многозадачности является весьма ценным качеством сотрудника. При этом нейрофизиологи (см. последние исследования Офира, Насса и Вагнера) считают, что многозадачность не является естественной функцией мозга и в ходе многочисленных экспериментов доказывают, что многозадачность негативно влияет на потенциал мозга, память и IQ, заставляя мозг решать задачи в автоматическом режиме.

Выход из автоматического режима и фокус на приоритетах - одна из неотъемлемых задач в процессе коучинга.

Посмотрите внимательно на этот рисунок и зафиксируйте, что Вы видите.
Кто-то сразу же увидит белую вазу на резной ножке, а кому-то бросятся в глаза два черных профиля, обращенных друг другу. Теперь, когда Вы знаете, что эта картинка на самом деле объединяет два в одном, постарайтесь сфокусировать свой взгляд сразу на двух эти образах.

Мы знаем, что на картинке есть и ваза, и лица, но держать в отчетливом фокусе и то, и другое мы не в состоянии. Одна из важнейших задач коуча - помочь клиенту держать в фокусе его приоритеты, вопреки шторму многозадачности, который бушует в жизни клиента.

Ибо один из принципов коучинга - развивается то, на чем мы фокусируем свое внимание. И это всегда вопроса выбора клиента - что и как он хочет взрастить в своей жизни.
5. УПРАВЛЯЕМ ЭНЕРГИЕЙ

Направление понятно, цели определены, первые шаги сделаны... . Кто из нас не испытывал эйфории от первых положительных изменений в жизни, от первых удач и первых результатов? Но чем амбициозней задачи, тем чаще большинству из нас (если Вы, конечно, не 100% оптимист) приходят удручающие мысли о сложностях пути, возможных потерях и неудачах. И это более, чем естественно. Тот же Дэниел Канеман , который уже цитировался выше, вместе со своим коллегой Амосом Тверски не один год потратил на разработку "теории перспектив", в основу которой лег экспериментально доказанный постулат, что мы в два (!) раза тяжелее воспринимаем потери, чем радуемся приобретениям.

Именно поэтому с самого начала работы в коучинговом соглашении важнейшим элементом является создание поддерживающей среды, частью которой становится и сам коуч, и коуч-сессии. На стадии воплощения идей в конкретные результаты коуч является тем, кто обеспечивает положительный контекст работы, действуя как барометр уровня энергии и мотивации клиента. Это особенно важно в ситуациях, когда в силу обстоятельств или личностных характеристик клиент не готов создавать поддерживающую среду из своего ближайшего окружения (что часто бывает с амбициозными топ-менеджерами, которые привыкли полагаться только на себя).

Если Вы так и не нашли для себя ответа на вопрос, зачем нужен коучинг, то, скорее всего, он Вам и не нужен. Если же Вы попробовали множество подходов и способов решения своих задач, а результатом недовольны и хотите большего, то почему бы не попробовать метод, который не первое десятилетие с успехом используют тысячи организаций и десятки тысяч людей во всем мире?


(с) Инна Горбуленко,
Executive коуч ACC ICF, EMBA
www.intlo.ru


Made on
Tilda