ЛИДЕРСТВО: НАУЧИТЬ ИЛИ НАУЧИТЬСЯ?
Тема лидерства и лидерских компетенций в организациях за последние несколько лет перешла из разряда экзотических кейсов для бизнес-школ в повседневную реальность специалистов HR и Т&D быстрорастущих компаний. И этому есть простое объяснение: если еще 15 лет назад в бизнес среде было четкое разграничение между тем, кто такой "менеджер" и кто такой "лидер", то сейчас эти две ипостаси практически слились в одну.
"Менеджер ведет дела, лидер производит перемены". Именно этой простой фразой определила разницу между управлением и лидерством один из основоположников коучинга в США Шери Картер-Скотт (Ph.D., MCC ICF), написав в 1994 году статью "The Differences Between Management and Leadership". Это нехитрое определение кажется сейчас особенно актуальным: только ленивый не говорит о все возрастающей скорости перемен и управлении изменениями, а такие бестселлеры, как "Открывая организации будущего" Фредерика Лалу и "Маверик" Рикардо Семлера, еще больше подливают масла в огонь.

Изучая лидерство, я насчитала более тридцати глобальных теорий, которые появились за последние сто лет. И если теория великих личностей (Дауд), теории личных качеств (Бернард, Бингхем и др.), теория харизматичного лидерства (Конгер и Канунгу, Хаус и др.) не дают большинству из нас надежду увидеть себя лидерами, то теория лидерства, основанного на компетентности (Беннис, Камерон и др.) или теории стратегического и управленческого лидерства (Друкер, Якобс и Джеймс и т.д.) вполне допускают развитие лидерских навыков.

На мой взгляд сущностью лидерства является умение человека отвечать на непредвиденные вызовы в соответствии с собственными ценностями или ценностями организации , вместо того чтобы демонстрировать сиюминутные реакции на неожиданную проблему. Еще одна существенная грань лидера - качество взаимодействия со своими последователями. Не зря так много теорий лидерства вращается вокруг "лидера-учителя", лидерства как служения, духовного лидерства и т.д. Трудно переоценить ту степень влияния, которую имеет лидер на окружающих его людей. И здесь мы сталкиваемся с феноменом "токсичного лидерства", когда талантливый менеджер демонстрирует высокие результаты, но при этом создает непереносимую атмосферу в организации, демотивируя своих сотрудников и способствуя их эмоциональному выгоранию.

Можно ли научить лидерству? Мое глубокое убеждение, основанное на опыте общения с лидерами разного уровня, состоит в том, что лидерству нельзя научить, но ему можно научиться. И первым шагом в этом направлении может стать определение зон "когнитивной слепоты" (cognitive blindness). Это определение широко используется в онтологическом коучинге для обозначения "слепых пятен", которые не видны самому человеку.

Для определения status quo мы используем анкету "Ваш профиль лидера", построенную на базе 4-х лидерских теорий, которая позволяет определить ключевые навыки, предпочтительный стиль руководства и особенности взаимодействия с окружением. Вопросы дополняют друг друга, а отчет, построенный на основе ответов, дает возможность увидеть ситуацию в разрезе и сформулировать необходимые шаги для развития желаемых компетенций.

Если Вас интересуют вопросы лидерства и развития Ваших лидерских навыков, напишите нам на info@intlo.ru. Мы с удовольствием вышлем Вам анкету "Ваш профиль лидера". Вернув ее нам, Вы в течение 5 рабочих дней получите подробный отчет по результатам анкетирования.

Made on
Tilda